Партизанский маркетинг: эффективная стратегия современных продаж
В этой статье наше агентство управления репутацией расскажет, что такое партизанский маркетинг, и как продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов.
В современном мире бренды заинтересованы в своем продвижении как никогда. Связано это в первую очередь с тем, что способов продажи, стратегий по укреплению имиджа компании и всевозможных видов рекламы чрезвычайно много, но случается и так, что она бывает неэффективна. Обычно это связано с покупательской пресыщенностью, усталостью от постоянно наваливающихся рекламных компаний.
Именно в таких ситуациях на помощь приходит данная стратегия, которая открывает перед брендом новые возможности повышения спроса. Что же это за стратегия?
Партизанский маркетинг - это целая система мер по продвижению бренда, по повышению спроса на продукт, товар или услугу необычными методами, неожиданными способами, впечатляющими действиями и при этом с минимальными затратами.
- Минутка истории
- Более тридцати лет назад, а точнее в 1984 году, в Америке появился крайне успешный маркетолог, Джей Левинсон. Он долго пытался придумать стратегию, которая будет сочетать в себе два важных принципа: успешно продавать товар и при этом экономить бюджет компании.
- Интересно, что термин Левинсон выбрал из военной тематики. Это как нельзя лучше отражает всю его особенность: партизаны умели добиваться поставленных целей скрытыми способами, оставались нераскрытыми, но зачастую достигали успеха. В этом и есть успех данного метода.
Можно сказать, что данная стратегия включает в себя два основных момента:
- неожиданность, нестандартность в подходе к продвижению;
- малобюджетность, желание сэкономить бюджет компании по-максимуму.
Интересно, что еще тогда, тридцать лет назад, данный вид маркетинга использовался исключительно не крупными компаниями, с довольно скромным бюджетом, но позднее его подхватили все мировые бренды, потому что результаты его использования впечатляли.
Стоит отметить, что и в России есть основоположники такого метода продвижения. В свое время ими стали Игорь Манн и Александр Левитас.
Несколько важных моментов, которые стоит отметить:
- Да, партизанский маркетинг способен сократить и даже минимизировать финансовые расходы, но он крайне трудоемок. Он требует вложения именно мозгового ресурса, человеческого, для создания креативного подхода нужны люди с нестандартным мышлением;
- Это отличная альтернатива в тех ситуациях, когда обычные методы рекламы не дают нужных результатов;
- Стоит учитывать, что не во всех сегментах рынка такой подход может быть использован. Это связано в первую очередь с особенностью методики: применение хитрости, манипулирования, всевозможных уловок и тд.
Задачи партизанского маркетинга
Главная задача такого метода - работа с повышением узнаваемости бренда, что ведет к увеличению продаж. Это своеобразная шоковая терапия: клиент видит то, что уже никогда не может забыть. Но это главная цель, а какие же еще задачи ставит перед собой данная методика?
При помощи такого скрытого способа продвижения продукта или товара можно прийти к решению разных задач, которые стоят перед брендом, но все-таки есть круг основных задач, которые нужно понимать.
- 1. Минимальные затраты, дающие максимальный результат;
- 2. Появление интересной информации в самых неожиданных местах (дверные ручки, дверки лифта, двери входа в строгое офисное здание, а иногда и просто на самих товарах, на потолке, люстрах и тд.);
- 3. Товар должен быть продан с минимальными материальными затратами (простой, но смешной рисунок, баннер, плакат, необычная иллюминация, игра света и другое);
- 4. Воздействие на клиентов происходит точечным способом, то есть только тщательная выборка мест, способов подачи даст результат.
Варианты партизанского маркетинга
Поскольку данная стратегия маркетинга довольно необычна, она воздействует на самые первобытные чувства человека, то говорить о конкретных ее вариантах довольно сложно, но попробуем.
Вирусный контент |
Вирусный контент - это что-то короткое, яркое и крайне впечатляющее. Сюда чаще всего относят мемы, короткие видео, вставки, гифки и всё такое прочее. Безусловно, популярно это стало относительно недавно. Пожалуй, лучшие площадки для такого контента - Instagram, YouTube и TikTok. С помощью такого контента охваты могут расти в геометрической прогрессии, правда, тут есть одно “но”. Создать такой контент могут либо настоящие профессионалы, либо он может получиться стихийно, люди сами его создадут, но это случается довольно редко и скорее является невероятной удачей. Основная ценность: для его создания нужна хорошая идея и телефон. Если ролик, гифка, “мемчик” заходят аудитории, они сами разносят их, репостят, ретвитят, сохраняют во вкладках. Такое часто происходит в разделе “Лайфхаков”. Быстро и эффектно - главный их принцип работы. |
Эпатаж |
Эпатажность - еще одна важная черта стратегии, которую многие довольно эффективно используют. Чаще всего эффективной она становится за счет воздействия на такое первобытное чувство, как либидо. Вспомните, какими шокирующими становятся рекламные акции, где задействуется так или иначе тема секса, тема обнажения, возбуждения и тд. Именно на либидо основано множество визуальных акций, которые могут проходить хоть на улице, хоть в торговом центре. Они настораживают и привлекают, отталкивают и при этом заинтересовывают. Здесь важно всегда помнить только одну вещь - не всегда эпатаж может пойти на пользу. В проработке данного вида продвижения бренда нужно быть очень аккуратным, чтоб не запятнать репутацию компании. |
Скрытый маркетинг |
По сути, очень часто партизанский маркетинг приравнивают к скрытому маркетингу, отчасти это именно так. Но всё-таки и здесь есть свои нюансы. Что же такое скрытая реклама? Это упоминание бренда, продукта или услуги в фильме, видео или ролике, как бы случайно. Здесь все могут вспомнить, как в современных фильмах между делом может промелькнуть то пакетик чипсов, определенной марки, то визитка с известным брендом. Всё это работает и довольно успешно. Ну и не стоит забывать, что нативной рекламой является реклама у известных блогеров, которые могут использовать какой-то товар, рассказывая о нем в своих публикациях. Такое продвижение считается ненавязчивым, что воспринимается как личный совет блогера с большим количеством подписчиков. Это эффективно и крайне популярно в современном медиа пространстве. |
Коллаборации |
Примеров коллабораций множество. Они у всех на слуху: коллаборации звезд с брендами одежды, коллаборации просто двух крупных брендов, или одного известного и менее известного. В подобных ситуациях обычно выигрывают все: подписчики, поклонники брендов, потенциальные покупатели, клиенты объединяются в такую же коллаборацию и активнее покупают продукт. |
Существуют и другие варианты партизанского маркетинга. По сути, даже сарафанное радио сюда может быть отнесено. Есть и другие варианты, но важно запомнить главное: верно подобранный вариант такой стратегии способен повысить спрос и продажи иногда в геометрической прогрессии, обеспечить взлет и успех.
Если вы хотите узнать еще больше о партизанском маркетинге, обращайтесь к нам, в Sidorin Lab
Интернет и партизанский маркетинг
Данная стратегия маркетинга всё чаще со временем стала использоваться именно в Интернете. Тут причин несколько: во-первых, люди стали все менее восприимчивы к оффлайн рекламе, например, к уличным баннерам, во-вторых, выработался так называемый рекламный иммунитет.
Какие же основные моменты нужно учесть при работе в сети Интернет с стратегией скрытого маркетинга:
- Точно знать свою целевую аудиторию и соотносить с ней площадки размещения роликов, отзывов, видео и всего прочего;
- Если продвижение направлено на продукт массового потребления, не стоит ограничиваться конкретной геолокацией;
- Четко понимать, изучать и принимать правила размещения на каждой площадке, в рамках каждого сайта. Изучать условия, законы и возможные штрафы за нарушение при выкладывании того или иного контента;
- Внимательно следить за трендами, за рекомендациями, челленджами;
- Учитывать работу с хейтерами. Любо учиться закрывать на это глаза, либо применять специальные приемы по игнорированию негатива, овладевать практиками тактичного ответа на хейт, который может внезапно возникнуть в сети.
Площадки и инструменты реализации стратегии
- Идеальной площадкой для проведения такого вирусного маркетинга остаются социальные сети. Потенциальные клиенты, потребители именно там проводят большую часть времени, именно там они наталкиваются на информацию о бренде, которая запоминается им, которая сподвигает их на покупку.
- Форумы с заданной тематикой. Зачастую клиенты ищут отзывы или информацию о товаре в рамках конкретного сайта, на форумах, где реальные люди делятся своими мнениями и впечатлениями о продукте.
- Блоги и аккаунты популярных и успешных личностей. Эффективность данной площадки в первую очередь связана с доверием к конкретному человеку, он как бы ненавязчиво рассказывает о продукте, который сам использует в своей жизни.
- Видеоролики в YouTube. Здесь все завязано на количестве просмотров сайта YouTube, рентабельности канала на нём. Креативные видео чаще просматриваются, а значит активнее продают тот или иной товар.
Методы партизанского маркетинга
Чтобы успешно использовать стратегию, нужно понимать, какие методы могут быть применены в работе с ней.
- Отзывы. Это, безусловно, самый популярный способ работы с данным видом маркетинга, ведь практически каждый человек, прежде чем приобрести тот или иной товар сначала поинтересуется, что же о нем пишут или говорят другие люди.
- Обзоры. Они стали крайне популярны в сети Instagram, когда известная личность, например, делает обзор какого-то продукта у себя в сториз. Сюда же можно отнести так называемую “распаковку”, которую так любят современные бьюти и фэшн блогеры. Это могут быть просто фотографии, короткие видео, более длинные обзоры и даже целые репортажи.
- Комментарии к постам, обзорам, видео. Здесь тоже можно развернуть целую борьбу за спрос, главное - точно попасть в свою аудиторию.
Кто может использовать стратегию?
Очень часто партизанский маркетинг соотносят с малобюджетными компаниями. Конечно, когда нет денег на рекламу, то можно просто найти человека с хорошими креативными способностями, задействовать смартфон и удачно начать продавать свой продукт.
Но не стоит недолюбливать данную методику, не нужно относится к ней скептически. Она может идеально подойти даже очень крупным корпорациям, которые хотят охватить ту аудиторию, которая всегда оставалась в стороне.
Чего стоит только пример компании Apple. В своё время маркетологи корпорации запустили беспрецедентную акцию - подарили всем школьникам Калифорнии персональные компьютеры. В чем же здесь выгода, ведь это колоссальные затраты? Возможно, в конкретный момент - да, но каков результат.
Компания Apple таким образом просто “подсадила” целое поколение на свою продукции. Те, кто еще вчера был школьником, и осознал все возможности и удобство системы, во взрослой жизни уже не хотел отказываться от использования продукции бренда.
В такой ситуации можно говорить даже о так называемом виде долгосрочного скрытого маркетинга, своеобразном инвестировании в будущее компании.
Примеры и выводы
Примеров партизанского маркетинга множество. Он окружает нас внутри дома, в подъездах, на входных ручках, в метро, в магазинах и просто на улицах.
Он подкрадывается к нам там, где мы меньше всего его ожидаем.
Фантастической стала идея бренда Siemens преобразовать двери-вертушки одного из офисов в венчики миксера. По-настоящему устрашающее зрелище, которое невозможно забыть, - реальный подъемный кран, поднимающий деталь Lego. Не то, что ребенок, взрослый захочет приобрести себе новый набор конструктора именно этого бренда, ведь такое очень сложно выкинуть из своей памяти.
И, конечно, в сети Интернет. Внезапные ролики, гифки, повторяющиеся изображения, броские, яркие, необычные, играющие на чувствах. Они привлекают внимание, оставляют след в памяти и работают в нужную минуту.
Какие выводы можно сделать?
- Использовать такую стратегию можно и нужно, это поможет охватить ту аудиторию, которая часто остается на периферии, а стартапам это просто поможет войти на рынок быстро и эффектно. Она способна не только повысить спрос, но и закрепить бренд в памяти потребителя, сформировать к нему определенное отношение, что в дальнейшем может привести к увеличение продаж.
- Реализовывать методику нужно очень аккуратно и с умом, лучше с привлечением специалистов, ведь такой довольно агрессивный метод может иметь и обратный эффект. Такое случается довольно редко, но никто не застрахован от такой ситуации.
- Конечно, использовать только такую методику в рекламной стратегии не стоит, нужно прибегать и к другим, более традиционным вариантам. Но в виде дополнения к системе маркетингового планирования она отлично подходит.
И, пожалуй, главный вывод, который можно сделать: партизанский маркетинг можно изучить вдоль и поперек, благо литературы по данной тематике достаточно. Можно подробно изучить способы, виды и тренды данного направления, но все-таки не стоит забывать о том, что только профессионалы умеют выстроить данную методику так, что она станет той самой вишенкой на торте в развитии бренда и успешности компании.
Сэкономить рекламный бюджет, найти подход к каждому клиенту, повысить продажи - именно в этом силен партизанский маркетинг. Вы можете заказать управление репутацией в интернете, а мы сделаем вашу рекламную кампанию такой, чтоб она запомнилась надолго. Креативность и нестандартный подход - лучшие спутники партизанского маркетинга, и только команда молодых, талантливых и успешных специалистов сможет сделать его эффективным.